Медицинский кабинет МБДОУ № 161
Однако в жизни каждого ребенка нередко возникают определенные события, требующие врачебного вмешательства. Их можно конкретизировать:
- высокая температура;
- уменьшение массы тела;
- явные признаки болезни (красное горло, сыпь, кашель, озноб, рвота, понос и др.);
- неестественное возбуждение или вялость ребенка, длительные капризы или продолжительный плач;
- существенное снижение аппетита или полный отказ от пищи;
- сонливость или бессоница.
В ряде случаев и родители, и воспитатели, сознавая свою ответственность, могут прибегнуть к самостоятельному оказанию медицинской помощи детям. Однако делать это можно лишь в определённых ситуациях:
С медицинской точки зрения, действительно, заниматься самостоятельной, доврачебной помощью целесообразно, только в том случае, если соблюдаются соответствующие условия.
|
|
ПИТАНИЕ
ДОШКОЛЬНИКА
Питание — один из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на его жизнедеятельность, рост, состояние здоровья и развитие. Рациональное питание воздействует на развитие мозга, интеллект ребенка и функциональное состояние его нервной системы. При этом повышается устойчивость организма к различным неблагоприятным факторам внешней среды, обеспечиваются высокий уровень его иммунологической реактивности, профилактика заболеваемости и снижение детской смертности.
Особенно велика роль питания в раннем возрасте, когда у ребенка происходят интенсивный процесс роста, дальнейшее совершенствование функций многих органов и систем, усиленный процесс обмена веществ, развивается моторная деятельность. У здорового ребенка второго и третьего года жизни усиленно развивается жевательный аппарат, увеличивается число зубов, развиваются вку- совые восприятия, улучшаются процессы пищеварения и усвоения пищи.
В рациональном питании детей раннего возраста применяются пищевые продукты животного (молоко, мясо, рыба, яйцо) и растительного происхождения (злаки, овощи, плоды).
Молочные продукты — источники полноценного белка. Жиры коровьего молока легко усваиваются. Молоко богато лактозой, минеральными солями (кальцием, фосфором). Кисломолочные продукты повышают аппетит, нормализуют функцию кишечника ребенка.
Мясные продукты содержат необходимые для детского организма питательные вещества, соли, витамины группы В. Наиболее полезны нежирная говядина, телятина, куры, мясо кролика. Из колбасных изделий с 1,5—2-летнего возраста можно давать сосиски, вареную колбасу.
Рыбные продукты легко перевариваются и хорошо усваиваются. Рыба содержит рыбий жир, витамины А, D и др. Рекомендуется использовать нежирные сорта рыб (треску, хек, морской окунь), которые следует давать в виде филе.
Яйца — ценный продукт питания. Они содержат все вещества, необходимые для нормального развития организма.
Хлебобулочные изделия богаты углеводами и растительными белками, витаминами группы В. Крупы, бобовые, макаронные изделия — источники углеводов, растительных белков, витаминов группы В, минеральных солей (калия, фосфора, магния, железа).
Детям второго и третьего года жизни рекомендуются манная, овсяная, гречневая крупа, рис, макаронные изделия.
Овощи, фрукты, зелень, ягоды— источники углеводов, витаминов, минеральных солей, органических кислот, ароматических и дубильных веществ. В них содержатся клетчатка и пектиновые вещества.
Пища должна быть правильно приготовлена, иметь приятный вид и запах.
Важнейшее значение в рациональном питании имеет правильный режим, который включает количество и время приема пищи в течение суток, а также распределение суточного рациона. Ребенок от 1,5 до 3 лет принимает пищу 4 раза в день. Часы приема пищи надо строго соблюдать. В промежутках между приемами пищи не, следует давать детям сладости, печенье, фрукты.
В домашних условиях рекомендуется готовить детям пудинг творожный с подливой, кашу гречневую, картофельное пюре с яйцом, вермишель молочную, кашу геркулесовую, ленивые вареники, сырники с морковью, паровые котлеты из рыбы и др.
Прием пищи — важный эмоциональный момент в жизни малыша, и его надо правильно использовать для воспитания детей, привития им культурно-гигиенических навыков. Детей старше года надо приучать мыть руки перед едой и после нее, пользоваться салфеткой, быть опрятными и дисциплинированными за столом и т.д.
Необходимо помнить, что правильно приготовленная и усвоенная ребенком еда является профилактическим средством разных болезненных состояний, например малокровия, гипотрофии, ожирения и др., а также основой гармоничного физического и нервно-психического развития.
СОВЕТЫ ДОКТОРА
"Частые простуды у ребёнка - что делать?"
Дети очень часто болеют простудой. Во всяком случае, так всегда кажется их родителям, а особенно - бабушкам и дедушкам. Но педиатры считают, что ребенок в возрасте до 1 года в норме может перенести до 3 эпизодов ОРЗ в год. Детям 1-3 лет позволительно болеть не более 5 раз, 4-5 лет - не более 4 раз, старше 5 лет - не более 3 раз в год. Если ваш малыш «укладывается» в эти нормативы, то беспокоиться просто не о чем. Как сделать так, чтобы ребенок не болел совсем? Это попросту невозможно. Но уменьшить число простудных заболеваний или их продолжительность вполне реально.
Для этого, может быть, даже придется изменить образ жизни ребенка. В целом, совокупность профилактических мероприятий можно сформулировать следующим образом:
Для этого, может быть, даже придется изменить образ жизни ребенка. В целом, совокупность профилактических мероприятий можно сформулировать следующим образом:
• наладить полноценное питание (богатое витаминами и соответствующее по калорийности возрасту) и режим дня ребенка;
• по возможности ограничить число контактов ребенка в сезон повышения заболеваемости простудными заболеваниями (избегать поездок в городском транспорте; если в семье кто-то заболел - ограничить общение ребенка с ним; использовать марлевые маски, чаще мыть руки и т.д.);
• не курить в доме;
• не пренебрегать профилактическими прививками (в том числе против гриппа);
• обязательно проводить закаливание (необходимо приучить ребенка спать в комнате с открытой форточкой, не одеваться слишком тепло) и приобщить ребенка к спорту. А еще надо навестить педиатра и ЛОР-врача, чтобы они сообща оценили состояние органов дыхания ребенка. Если у него окажутся очаги хронической инфекции (в миндалинах, носоглотке, гайморовых пазухах), то врачи проведут соответствующее лечение и расскажут о профилактических мерах, в том числе о лекарственных препаратах, которые помогут предотвратить обострения этих инфекционных процессов. Возможно, врач порекомендует вам препарат Био-парокс. Исследования показали, что Биопарокс не только эффективно лечит насморк и боль в горле при простудах, но и уменьшает число заболеваний у часто болеющих детей. Может потребоваться и консультация аллерголога, так как дети-аллергики существенно больше подвержены частым простудным заболеваниям.
А самое главное состоит в том, чтобы и ребенок, и все члены его семьи знали: частые простуды - это повод не для переживаний, а для активных действий.
А самое главное состоит в том, чтобы и ребенок, и все члены его семьи знали: частые простуды - это повод не для переживаний, а для активных действий.
Здоровья Вам и Вашим детям!
Материал подготовлен старшей медсестрой
Консультация для родителей
"Некоторые приёмы закаливания"
|
|
Стихи для детей
о здоровье и здоровом
образе жизни
|
О здоровье
Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить,
Знает вся моя семья
Должен быть режим у дня.
Следует, ребята, знать
Нужно всем подольше спать.
Ну а утром не лениться–
На зарядку становиться!
Чистить зубы, умываться,
И почаще улыбаться,
Закаляться, и тогда
Не страшна тебе хандра.
У здоровья есть враги,
С ними дружбы не води!
Среди них тихоня лень,
С ней борись ты каждый день.
Чтобы ни один микроб
Не попал случайно в рот,
Руки мыть перед едой
Нужно мылом и водой.
Кушать овощи и фрукты,
Рыбу, молокопродукты-
Вот полезная еда,
Витаминами полна!
На прогулку выходи,
Свежим воздухом дыши.
Только помни при уходе:
Одеваться по погоде!
Ну, а если уж случилось:
Разболеться получилось,
Знай, к врачу тебе пора.
Он поможет нам всегда!
Вот те добрые советы,
В них и спрятаны секреты,
Как здоровье сохранить.
Научись его ценить!
Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить,
Знает вся моя семья
Должен быть режим у дня.
Следует, ребята, знать
Нужно всем подольше спать.
Ну а утром не лениться–
На зарядку становиться!
Чистить зубы, умываться,
И почаще улыбаться,
Закаляться, и тогда
Не страшна тебе хандра.
У здоровья есть враги,
С ними дружбы не води!
Среди них тихоня лень,
С ней борись ты каждый день.
Чтобы ни один микроб
Не попал случайно в рот,
Руки мыть перед едой
Нужно мылом и водой.
Кушать овощи и фрукты,
Рыбу, молокопродукты-
Вот полезная еда,
Витаминами полна!
На прогулку выходи,
Свежим воздухом дыши.
Только помни при уходе:
Одеваться по погоде!
Ну, а если уж случилось:
Разболеться получилось,
Знай, к врачу тебе пора.
Он поможет нам всегда!
Вот те добрые советы,
В них и спрятаны секреты,
Как здоровье сохранить.
Научись его ценить!
***
Закалка
Закалка
По утрам ты закаляйся,
Водой холодной обливайся.
Будешь ты всегда здоров.
Тут не нужно лишних слов.
***
О зубках
Водой холодной обливайся.
Будешь ты всегда здоров.
Тут не нужно лишних слов.
***
О зубках
Перестану зубки чистить,
и пойду я в сад гулять.
Попрошу я папу, маму,
на качельке покачать.
А с качели-карусели
захочу в бассейн пойти,
ох, как зубки заболели…
мне пора к врачу идти…
Зубки врач мои посмотрит,
плохо дело-то, дружок —
бормашиною посверлит
коренной уже зубок…
Ну а если ты не будешь,
зубки чистить по утрам,
боль зубную не забудешь,
будешь ныть по вечерам…
Ребяткам мой совет такой,
Чисти зубки, руки мой!!!
О врачах тогда забудешь,
и здоровеньким ты будешь.
(Лидия Гржибовская)
***
О ногтях
и пойду я в сад гулять.
Попрошу я папу, маму,
на качельке покачать.
А с качели-карусели
захочу в бассейн пойти,
ох, как зубки заболели…
мне пора к врачу идти…
Зубки врач мои посмотрит,
плохо дело-то, дружок —
бормашиною посверлит
коренной уже зубок…
Ну а если ты не будешь,
зубки чистить по утрам,
боль зубную не забудешь,
будешь ныть по вечерам…
Ребяткам мой совет такой,
Чисти зубки, руки мой!!!
О врачах тогда забудешь,
и здоровеньким ты будешь.
(Лидия Гржибовская)
***
О ногтях
Кто ногтей не чистит
И не подстригает,
Тот своих знакомых
Здорово пугает.
Ведь с ногтями грязными,
Длинными и острыми
Могут очень просто вас
Перепутать с монстрами.
(Андрей Усачев)
***
Мишка
И не подстригает,
Тот своих знакомых
Здорово пугает.
Ведь с ногтями грязными,
Длинными и острыми
Могут очень просто вас
Перепутать с монстрами.
(Андрей Усачев)
***
Мишка
Послушай, мишка,
Не кушай лишка!
Живот разболится-
У кого будешь лечиться?
(Е. Чарушин, Е. Шумская)
***
Мойдодыр
Самый чистый, самый умный,
Самый добрый Мойдодыр.
Он твердит и днем, и ночью:
«Три до дыр» да «Мой до дыр!»
Моет он мышат, лягушек,
Моет маленьких детей —
Даже самых непослушных
Умывает каждый день.
(Е. Силенок )
Не кушай лишка!
Живот разболится-
У кого будешь лечиться?
(Е. Чарушин, Е. Шумская)
***
Мойдодыр
Самый чистый, самый умный,
Самый добрый Мойдодыр.
Он твердит и днем, и ночью:
«Три до дыр» да «Мой до дыр!»
Моет он мышат, лягушек,
Моет маленьких детей —
Даже самых непослушных
Умывает каждый день.
(Е. Силенок )
Во дворе
Во дворе играл в песок,
Рядом ямку рыл щенок.
Дома нужно очень быстро
Вымыть ручки чисто-чисто.
Хороша морковка с грядки!
И сочна, и ароматна,
Вымой прежде корнеплод,
Чем отправить его в рот.
Часто врач спешит на помощь,
Где едят немытым овощ,
Там живот болит, озноб,
А всему виной - микроб.
Он малюткой-невидимкой
Ждет на ягодах в корзинке,
Вдруг малыш в один присест
Горсть немытых ягод съест?
Лето - время закаляться,
Загорать, в реке купаться,
Но в веселье развлечений
Не забудь о гигиене!
(Лариса Авдеева)
«Влияние
двигательной активности
на становление осанки ребёнка».
Одним из важных условий организации обучения является оптимальный двигательный режим, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, развивает основные двигательные качества и поддерживает работоспособность на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели, года. Для того, чтобы обеспечить двигательную активность, в детском саду проводятся до занятий утренние зарядки, во время занятий физминутки, физкультурные занятия, закаливание после сна. На прогулке и в группе проводятся подвижные игры. В группах имеется спортивный уголок, включающий в себя кольцебросы, кегли, бадминтон, баскетбол, скакалки, мячи, обручи, массажные мячики. Наряду с этим проводятся оздоровительные процедуры: отвары сухофруктов, витамины. По назначению врача применяется тубусный Кварц, массаж, ЛФК.
Двигательная активность необходима для индивидуального развития ребенка. Тесно связаны между собой увеличение двигательной активности, роль грудной клетки в дыхательных процессах и развитие осанки ребёнка. Увеличение диапазона движения грудной клетки напрямую влияет на активность дыхательной мускулатуры, под влиянием которой увеличивается грудной изгиб позвоночника, влияющий на состояние осанки.
Под осанкой принято понимать привычное положение тела. Правильная осанка характеризуется прямым положением туловища и головы, развёрнутой грудной клеткой, отведёнными назад плечами, находящимися на одном уровне, нормальными естественными изгибами позвоночника, полностью выпрямленными в тазобедренных, и коленных суставах , ногами, прилегающими к грудной клетке лопатками, находящимися на одинаковой высоте.
Чтобы выявить отклонения в осанке ,ребёнка осматривают, поворачивая его к себе лицом, спиной и в профиль. (В первом случае (лицом к досматриваемому) обращают внимание на форму шеи, линии плеч, талии, форму грудной клетки и ног). Плоскостопие отрицательно влияет на положение таза и позвоночника, что ведёт к нарушению осанки, и задерживает общее физическое развитие. В детском саду проверяют отпечатком ноги на листе бумаги. Упражнения для формирования осанки включается в комплексы утренней гимнастики, физминуток, занятия физкультуры. Хорошо, если дети выполняют утреннюю гимнастику дома. Это обеспечивает более быстрый переход ото сна к бодрствованию.
Дома нужно соблюдать следующие условия:
1. Зарядку выполнять сразу же после сна в проветренной комнате.
2. Упражнения выполнять в трусах и майках, тапочках.
3. Дыхание глубокое, вдох через нос, выдох - через рот.
4. Зарядку начинать с несложных упражнений, постепенно повышая нагрузку. В конце зарядки выполнит несколько упражнений на расслабление для восстановления дыхания и кровообращения.
5. После упражнений - водные процедуры.
Материал подготовлен старшей медсестрой
|