ДОМАШНИЙ
ЛОГОПЕД
|
Логопедический пункт (сокращенно «логопункт») — это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в другую (специализированную) группу.
Каких детей берут на логопункт ?
На логопедический пункт зачисляются дети с 5 лет с несложными (по сравнению с диагнозами для логопедических садов) речевыми нарушениями. На логопедические пункты берут не всех детей обычного детского сада, а только самых нуждающихся в помощи. Существует очередность в зависимости от степени тяжести нарушения речи.
В первую очередь зачисляются дети 6 лет, которым через год поступать в школу. То есть ребята из подготовительной группы. А так же те, кто не закончил занятия с логопедом в прошлом году. На оставшиеся места зачисляется часть детей старшей группы. Все остальные, нуждающиеся в помощи логопеда, ставятся на очередь. Дети более младшего возраста из средней группы могут получить логопедическую помощь, только если на логопункте работает не один логопед, а два.
С каким диагнозом (логопедическим заключением) можно попасть на логопункт ?
Чаще всего принимаются дети с такими логопедическими заключениями:
- НПОЗ (нарушение произношения отдельных звуков) у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии;
- ФНР (фонетическое недоразвитие речи) у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии;
- ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) у детей с дизартрией или стертой формой дизартрии.
Сколько детей зачисляется на логопункт ?
Количество детей, одновременно занимающихся на логопедическом пункте, не должно превышать 20—25 человек. Так как логопедическая помощь требуется большому количеству детей с разными видами речевых диагнозов, то сроки работы с каждым из детей могут сильно различаться. Поэтому с логопункта в детском саду дети выводятся не всей группой, а индивидуально, по мере исправления речевого нарушения. А на освободившееся место сразу же зачисляется другой ребенок из стоящих на очереди.
В каком режиме проходят занятия на логопункте?
- Групповые (с группой детей до 8 чел.) — 1 раз в неделю,
- Индивидуально-подгрупповые занятия (до 6 чел.) — 2 или 3 раза в неделю.
Наилучший эффект, конечно же, дают индивидуальные занятия. Как часто проводятся с вашим ребенком индивидуальные занятия и их продолжительность определяет логопед в зависимости от степени выраженности речевого нарушения, возраста малыша и его психофизических особенностей. В основном индивидуальные занятия на логопункте длятся от 10 до 20 минут.
Цель индивидуальных логопедических занятий — коррекция звукопроизношения и развитие фонематических процессов. В первую половину дня логопед работает 3-4 дня в неделю. Во вторую половину дня — 1 — 2 раза в неделю.
Чаще всего во второй половине дня проводятся индивидуальные занятия и консультации с родителями.
В одиночку решить задачу полной коррекции речи детей логопеду очень тяжело. Поэтому он усиленно привлекает к работе и родителей, и специалистов детского сада.
Для успешного исправления речи детей просто необходима помощь родителей! Они должны выполнять все рекомендации логопеда, регулярно посещать консультации со специалистом, выполнять домашние задания, которые выдаются один раз в неделю.
И, конечно, со стороны родителей необходим пристальный контроль за речью малыша.
- Прежде чем начать говорить, подумайте о том, что хотите сказать.
- Говорите всегда на нижне-диафрагмальном дыхании. Ни в коем случае при вдохе не подымайте плечи.
- Перед началом речи сделайте вдох и сразу начинайте говорить на плавном выдохе, допуская утечки воздуха.
- Никогда не говорите на вдохе, это противоестественно.
- Выдыхайте воздух расходуйте в основном на гласные звуки, четко артикулируя их.
- В каждом слове выделяйте ударный гласный звук т.е. произносите его громче и длиннее остальных гласных звуков в этом же слове.
- Строго предложения делите на гласные отрезки (3-5 слов) между которыми и делайте новый вдох.
- Все слова внутри отрезка и короткие предложения произносите слитно, как одно длинное слово.
- Старайтесь говорить громко, четко и выразительно.
В активной речи появляются слова второй-третьей степени обобщения: «елочка – дерево – растение».
Словарный запас обогащается за счет наречий, обозначающих пространственные и временные признаки: «скоро, потом, вокруг». Появляется «словотворчество», что свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей. Ребенок переносит грамматические признаки формы одного слова на форму другого слова. Это может быть и нормативно, может быть неправильно: «сильно - сильнее, больно - больнее, громко - громчее».
В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи. К 5 годам ребенок правильно усваивает все возможные варианты образования множественного числа предметов. Встречая новое слово, может изменить его неправильно, но после того, как взрослый подскажет правильный вариант, быстро усваивает грамматическую норму для нового слова: «стол - столы, зеркало – зеркалы, …зеркала» У многих детей звукопроизношение нормализовалось, у части детей наблюдаются смешения свистящих и шипящих, если они недавно появились в речи, а также отсутствие вибрантов Р, Р'.
Связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследовательность; пересказ известной сказки возможен.
Хорошо развитая в данном возрасте непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть.
Начинает формироваться внутренняя речь – свернутая, сокращенная форма речи, с помощью которой происходит планирование предстоящей деятельности.
Значительно обогатился словарный запас, дети пользуются словами второй и третьей степени обобщения.
Грубых аграмматизмов в речи нет, ребенок уже не скажет «Мы вчера пойдем в парк» или «папа пришла с работы». Возможны ошибки при построении сложных предложений.
Звукопроизношение полностью нормализовалось.
Появляется способность к выделению первого звука из слова, то есть формируются навыки звукового анализа слов, после объяснения взрослого звуковая оболочка слова перестает быть «прозрачной», незаметной для восприятия. Появляются «звуковые» игры: «если у крота отнять букву к, какое слово получится – рот!»
Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации.
Консультация для родителей
"Развитие мелкой моторики
пальцев рук"
|
Консультация для родителей заикающихся детей.
|
Консультация для родителей
"Синдром ММД, ПЭП и как помочь детям с таким диагнозом".
|
|
Памятка для родителей заикающихся детей.
|
Рекомендации для родителей «АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА» |
|
Консультация для родителей
"Как организовать
логопедические занятия дома"
|